АРТ-ПРОЦЕССОР АЛЕКСЕЯ ВАРСОПКО

29.05.2001: "ГАЛАКТИЧЕСКОЕ" ИСКУССТВО

Вообще-то я не большой любитель отдыхать в молодежных клубах (не моя это среда), но вместе с тем должен признаться, что для очень большого количества молодежи именно они (не музеи, не галереи) являются примерами художественно организованного пространства, то есть именно там молодое поколение получает представление о том, что такое искусство (в виде дизайна и арт-объектов в воздухе и на стенах).
Но вот какой получается парадокс: несмотря на наличие самой продвинутой музыки, понимание большинством клубов (их художественных руководителей) визуального искусства довольно убогое - это либо видеоклипы (западного производства; кстати, ничего не имею против клипов - но только если они к месту), либо картины на стенах или арт-объекты в воздухе (при выключенном свете их назначение мне вообще непонятно). Встречаются и такие заведения, где можно увидеть какие-нибудь оригинальные (редко) и не очень (значительно чаще) замесы местных vj’ев. Но зачастую произведения эти не имеют привязки ни к музыке, ни к атмосфере клуба. (Буду только рад, если меня кто-нибудь опровергнет, но обязательно приду и лично проверю.)
Примеров же гармоничного сочетания музыки, атмосферы клуба и визуального оформления я лично не смогу привести больше одного. Этот один пример - клуб "Галактика": здесь мне на прошлой неделе удалось увидеть замечательные (в том смысле, что идеально вписывающиеся) работы художницы Изольды.
На потолок над танцполом и в chill-out’е проецируются сменяющиеся друг друга созвездия, в которых угадываются лица и названия культовых для молодежи персонажей, связанных с космической и музыкальной тематиками (от Гагарина до Fantastic Plastic Machine).
Идея просто замечательная (поп-звезды в виде созвездий) и реализация соответствующая (качественно сделано и аппаратура достойная).
"Созвездия" - первая работа, которую Изольда (настоящее имя - Светлана Полыванова) демонстрирует в СПб. До последнего времени Изольда училась дизайну в Краснодаре и теперь вот приехала нас завоевывать. Я думаю, мы особенно сопротивляться не будем.


25.05.2001: ПРИМЕР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Не так уж часто получается, чтобы желания журналистов совпадали с намерениями арт-деятелей. Как правило, последние занимаются чем-то своим, пытаясь выстраивать оригинальную политику или, опять же, пытаясь придерживаться уже однажды выбранной, а журналисты и арт-критики в то же время тиражируют свое как бы целостное видение арт-ситуации.
Помимо подобных расхождений, имеются еще и чисто организационные препятствия, мешающие совпадению во взглядах: "АП", например, выходит 1 раз в неделю и просто не в состоянии откликнуться на все арт-события; выбирая что-то, приходится "игнорировать" что-то другое (все остальное). С этим недостатком не хочется мириться - иногда очень тянет вторично вернуться к чему-то или описать следующую выставку в том же пространстве, но…
Но, надо признаться, сами галереи или выставочные залы зачастую не дают повода для возвращения к той же теме по причине отсутствия понятной арт-политики. Какая, например, связь между следующими друг за другом выставками в одних стенах? Да никакой - просто такая вот сложилась очередь из художников. Как правило, увидеть всегда можно все что угодно (ну, почти), а потом ломать голову, какая же между всем этим связь. Да, понятно, хочется всякого-разного, а с другой стороны, раздражает всеядность, размытость, невнятность и т.п.
О том, что журналисты и арт-критики занимаются примерно тем же, уже говорилось.
Но вот вам редкий пример положительного решения этой проблемы.
В прошлом выпуске "АП" сообщал о выставке "Боль моя - Россия" Бориса Курбатова в галерее "Олимп". По завершении выставки, благодаря усилиям одного из кураторов галереи, Аркадия Даргомыжского, была проведена однодневная выставка "После "России"" - инсталляция, закрепившая ситуацию после демонтажа закончившейся выставки.
Валяется упаковочная бумага, одноразовые пластмассовые стаканчики, не убраны стремянка, молотки, плоскогубцы. С потолка свисают веревки, на которых крепились работы. Отвалившаяся краска на стенах, не до конца отодранные бирки… Вид довольно мрачный, но вот если вспомнить, что здесь было день назад, то понимаешь, что все не так уж и плохо. Отдыхаешь, так сказать. Но при этом не забываешь "Россию". Хочешь не хочешь, а возвращаешься к ней.
Однако не совсем понятно, от чего мы, таким образом, очистились - от "пейзажа" или от вопросов, поставленных Курбатовым? Или пространство просто очищено для новой выставки…
(в следующий раз специально не буду писать об очередной выставке в "Олимпе" - сходите и сами поинтересуйтесь)


18.05.2001: ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ПЕЙЗАЖ

Ну слава Богу, ну хоть на один извечный российский вопрос ответ да найден. Теперь, благодаря художнику Борису Курбатову, мы точно знаем, кто виноват (читай заголовок).
В своем проекте "Боль моя - Россия" Курбатов представил типичные российские пейзажи, точнее, большие (высотой до 2 метров - наверно, для большей наглядности) фотопринты копий таковых, взятых из журналов и газет. Работ очень много, чрезмерно много - висят, некоторые буквально, друг на друге, что соответствует авторской задумке: количество почти однотипных работ должно подавить зрителя. Плохое качество печати, недостаточное разрешение, усиленное крупным масштабом, придали пейзажам дополнительную глубину, ну а отсылка к массовым изданиям делает проект актуальным для нашего "пост-информационного времени".
Пейзаж - конечно, не столько он сам, сколько его растиражированность и традиционность - повинен, по мнению художника, в неправильном истолковании понятия "Россия". Как считает Курбатов, "Россию нельзя понять не только умом, но и пейзажем". Более того, "как инструмент познания или "прочувствования" пейзаж вредит России как таковой: сознание, толкующее данный образ как Истинный, стремится к защите и сохранению подобной реальности…" И т.д.
Не знаю, не знаю. Все бы хорошо, если бы точно знать, что уничтожение культа чего-либо (или кого-либо) не приведет к возникновению другого культа, не менее вредного. На самом деле один "типичный русский пейзаж" будет просто заменен другим - и все. Так уж издревле повелось на Руси.
Если захотите приобщиться к "вечным вопросам" - выставка будет работать до конца мая в галерее "Олимп".


08.05.2001: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
(Свое/Чужое - 2)

Во время совместного российско-немецкого мастер-класса, проходившего в первую декаду мая в арт-центре Борей и в котором участвовали молодые художники из Гамбурга и Санкт-Петербурга, довелось мне присутствовать на презентации немецких проектов, проведенной самими же авторами - участниками мастер-класса. Проекты, по моему субъективному мнению, были всякие (интересные и не очень), но один выделю особо. Эмануэл Гайссер показал фото своей инсталляции: помещение, понимаемое как внутренний мир человека, было "разделено" тонкими белыми нитками, то есть видимых преград как бы нет и ходить по помещению можно, опять же, как бы свободно, но при этом существуют "внутренние" запреты и т.п. и т.д. Добавлю, что визуально (сужу по фото) было решено очень стильно и эффектно. Выделяю этот проект не столько из-за его эстетической ценности, сколько из особой проблемы, возникшей от полученной на презентации информации и перекликающейся с темой одного из последних "АП".
Дело в том, что как только Эмануэл начал рассказывать и показывать, я сразу же испытал дежа вю, а через некоторое время, напрягшись, вспомнил…
Год назад занесла меня судьба в город Сургут, где, чтобы не терять времени даром, решил я посетить местный выставочный зал - в это время его как раз захватил десант современных художников из Екатеринбурга, Калининграда, Москвы и Петербурга (в рамках какого-то очередного "миссионерского" фестиваля)… В общем, короче, Петербург представлял Артем Соловьев (никогда раньше про такого не слышал и не видел его работ). Инсталляция А.Соловьева "Границы искусства" использовала коллекцию местного выставочного зала, пространство которого было расчерчено художником пунктирными линиями различной толщины. Идея почти такая же, что и у немецкого художника - может быть, исполненная более "бедно" и менее эффектно.
Так вот, о чем я хочу сказать. При кажущемся конфликте (типа, надо определить и закрепить за одним из художников авторство данного произведения искусства) никакого конфликта нет (т.к. Автора нет - есть механизм порождения произведений искусства, а художники лишь исполнители его воли). Более того, при существующем огромном количестве произведений современного искусства (созданных и постоянно создающихся) уследить за ними всеми невозможно, тем более при отсутствии информации или ее недостатке. В подобной ситуации, конечно, можно "ловить рыбку в мутной воде", кто-то, возможно, так и делает. Мой совет художникам - просто будьте готовы к этому. А что тут еще посоветуешь…
(картинка из каталога "миссионерского" фестиваля)


04.05.2001: МЕРТВЫЕ ХУДОЖНИКИ

Очень трудно (почти невозможно) найти в наше время в нашем городе профессионального художника, занимающегося современным искусством. Художники, как хорошо известно, тоже люди, которым свойственно хотеть получать зарплату, чтобы ее потом тратить там и все такое. Современным же искусством занимаются, как правило, энтузиасты, которыми легче быть в молодости или в бессемейности, а иначе энтузиазм пропадает. Есть уникумы, как бы "наперекор" сохраняющие любовь к практике современного искусства при отсутствии финансовой отдачи, но не о них речь.
Речь о тех, кто, столкнувшись с бытовыми проблемами, оставил арт-сцену. Из подобных своих знакомых я опросил некоторых, чем они занимаются сегодня?
Андрей Тополоев, 35 лет: "Работаю в рекламном агентстве дизайнером. Освоил компьютерные программы. На искусство уже времени нет, даже на выставки не хожу".
Татьяна Федорченко, 32 года: "После того, как родился ребенок, а за ним еще один, всю себя отдаю детям. Зарплата мужа позволяет мне не думать о работе. Иногда общаюсь с друзьями-художниками (чаще по телефону), с интересом слушаю их рассказы о выставках, проектах. Но сама я как-то выпала из этого процесса. Не думаю, что захочу вернуться в эту среду".
Михаил Водоков, 44 года: "Переживаю, конечно. Очень хочу, но нет никакой возможности. От двух работ, которые никак не связаны с искусством и занимают 14 часов в сутки, испытываю жуткое раздражение - не по мне это, не знаю даже, сколько еще продержусь, пока окончательно не свихнусь. Вот когда занимался искусством, то спал всего по 6 часов, помню, и чувствовал себя великолепно. Золотое было время!"
Сергей Палашевич, 30 лет: "Я нашел себя в бизнесе. У меня своя фирма - строительно-отделочные работы. Хорошие перспективы, высокая зарплата (сам себе назначаю). Был художником, да, помню, участвовал во всяких акциях, но я ведь еще и рок-музыкантом был, а в школе в театральную студию ходил".
Николай Попков, 39 лет: [умер].
Наталья Борисенко, 33 года: "Работаю журналистом. Сначала писала только об арт-жизни, постепенно - жизнь заставила - расширила сферу своих интересов и теперь пишу практически обо всем. С художниками общаюсь в основном по службе - написать статью. Мое мнение о состоянии современного искусства негативное - оно ни во что не выросло, по сравнению с нашими временами. Чем мы занимались 10 лет назад, на том все и остановилось - только имена меняются, а суть та же. Интереснее исследовать социальную жизнь, политику и т.д. - это актуально, наполнено энергией".
Айвар Калис, 41 год: [вернулся в Латвию, где, по слухам, стал священником].
Злата Комарова, 35 лет: "Преподаю графику во Дворце творчества юных. Здесь я востребована, и это наполняет мою деятельность, какая бы тяжелая она ни была, смыслом. Со своими бывшими знакомыми-художниками не общаюсь - мы перестали понимать друг друга. На выставки хожу, но очень редко и только на такие, на которых есть что моим ученикам показать, - современное искусство, понятно, сюда не попадает. Актуальный арт-процесс меня совершенно не интересует. Я разочаровалась в современном искусстве, и это, наверно, естественно для человека такого склада, как я: меня пугает всякая шумиха, скандалы, эпатаж, а без них стать хоть какой-то значимой фигурой в арт-среде невозможно".
Дмитрий Сойкин, 33 года: "Я с большой теплотой вспоминаю те годы, часто испытываю ностальгию. Но, к сожалению, кто-то должен и "хлеб ростить" - так я оправдываю переход к своей основной специальности инженера по холодильным установкам. В искусстве меня интересовало творчество, общение с людьми близкими по духу при достижении общей цели, а когда друзья-художники куда-то все разбежались, то вроде как и стимула не стало. В другие арт-группировки влиться мне не удалось, остался один, сначала чего-то делал для себя, ходил предлагал галереям свои работы, а потом стал стесняться этого - вроде как детские игры какие-то… Жалко".

Ну и хватит.


24.04.2001: СВОЕ/ЧУЖОЕ

В жизни любого художника хоть и нечасто, но случаются моменты, когда он ревнует своего собрата по цеху к его же работе: "Ну почему не я это придумал?!" - переживает художник, восторгаясь чужой работой. Переживает довольно противоречивые и болезненные чувства.
Интересный способ решения такой психологической проблемы придумал художник Андрей Алексеев: понравившуюся работу другого автора он как бы присваивает - трансформирует с незначительными изменениями в свою, которой назначает более раннюю дату рождения, демонстрируя, таким образом, то, что идея замечательной работы принадлежит ему, а с другой стороны, выставляя настоящего автора в неприглядном свете.
Теме "восстановления справедливости" и посвящена выставка Андрея Алексеева в галерее "У Нарвских ворот". Художник демонстрирует около 20 работ, выполненных не только в самых разных техниках - фото, графика, объект, инсталляция, - но и существующих на разных этапах воплощения - эскиз, макет, страничка из личного дневника с описанием идеи, заявка на грант. Работы качественные (некоторые даже лучше "оригиналов") и вполне актуальные (отсылающие, действительно, к тем работам, воспоминания о которых еще свежи в памяти).
Особое достоинство проекта Алексеева - его (художника) серьезность в отстаивании своих прав и тщательность хронологических доказательств (правда, только на глаз; эксперты, думаю, смогут… впрочем завершенность и дотошность всех проектов Алексеева говорит о том, что и на сей раз к нему ни в чем не подкопаешься - уличить в "плагиате" его будет очень сложно). Недостаток же концепции в том, что не ясно, как другим авторам удавалось украсть его идеи, если он их не афишировал: они что, тайно читали его личный дневник? так же тайно посещали его мастерскую? Знакомились с его заявками на грант?.. В ответ на такую критику художник сказал, что еще только собирается провести расследование и обязательно ознакомит арт-общественность с его результатами. Что ж, будем с нетерпением ждать.
(Работа Андрея Алексеева "Двигатель рекламы", посвященная картине Густава Курбе "У истоков мира" и созданная несколько лет тому назад к годовщине французского художника: чувство меры Алексеев все-таки имеет и "уличает" не Курбе, а кураторов выставки, прошедшей недавно в галерее "Д-137".)


17.04.2001: РУССКАЯ АРТ-МАФИЯ

"Последний патрон"
Avalon Pictures Inc., 1997
Режиссер - Nigel Newport
Сценарий - Nigel Newport, Ann-Mary Kozmo
В главной роли - Larry Bonham

Фильм про то, как житель России (Москвы; время действия - наши дни) попадает на заработки в Америку, но т.к. работодатель в России его обманул (никто нашего героя в Америке не ждал), то ему пришлось взяться за всякие полулегальные работы, что закончилось тем, что пиратскую видеостудию, на которой он работал, накрыла полиция и Борису (так зовут главного героя) приходится бежать. В погоне его настигают, и в результате лингвистического конфликта (ни Борис не знает английского, ни полицейский - русского) ему приходится, за неимением другого выбора, убить полицейского. Далее Борис пускается в бега и вынужден заняться мелким грабежом. Через некоторое время, после ряда экстремальных ситуаций с угрозой для жизни герой - с деньгами - возвращается на родину. На которую ему удается провезти пистолет убитого полицейского. В обойме остался последний патрон…
Фильм малобюджетный, неизвестной киностудии, не особо, на первый взгляд, интересный, временами очень нудный, без яркой актерской игры - что же заставило "АП" уделить ему свой выпуск? Дело в том, что главный герой Борис Рудаков в России занимается современным искусством - некоммерческим (инсталляции a la Кабаков, продемонстрированные нам в течение нескольких секунд в начале и конце фильма, в мрачных, полуосвещенных галереях) и не особо востребованным социально (судя по реакции родственников, мягко говоря, иронизирующих над художником). Зачем нужно было указывать на художественный факт биографии главного героя, не понятно - в Америке он стремится прежде всего заработать денег и никак не на ниве местного contemporary art, в быту же Борис Рудаков никак не демонстрирует свои арт-наклонности. Вместе с тем в России он сразу же вернулся к своему любимому делу, на которые начинает тратить заработанные деньги. Такая вот история.


10.04.2001: САМОЕ СТРАШНОЕ - ТО, О ЧЕМ МЫ НЕ ДОГАДЫВАЕМСЯ

Находясь в стороне от ситуации, в центре которой похищение из Эрмитажа картины Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме", "АП" тем не менее "предоставляет слово" художнику-акционисту Дмитрию Путилину, имеющего свое мнение относительно вышеупомянутой ситуации.
Очередная листовка Путилина, расклеенная по городу (сам видел), посвящена масс-медиальному событию как способу манипулирования обществом. В качестве яркого примера такого манипулирования Дмитрий Путилин разбирает факт широкого обсуждения вышеупомянутой кражи картины в контексте других масс-медиальных событий. Не стоят ли, предполагает художник, за кражей или, более того, за использованием в своих целях этого реального события, даже, может быть, не инициированного ими, некие спецслужбы, задача которых - отвлечь внимание общественности от других реальных событий, например, от ситуации вокруг НТВ? Возможно, расчет "раскрутчиков" строится на том, что интеллигентная публика, тяготеющая к НТВ, будет отвлечена на шум вокруг Эрмитажа или внимание данной аудитории будет рассредоточено меж двух громких событий. Ловить, по мнению Путилина, надо не только воров картины, а также и тех, кто использовал это реальное событие для создания Скандала, или тех, кто заказал кражу как масс-медиальное Событие. "Воров-то,может, найдут и накажут, картина вернется на свое место, но кто найдет и накажет, - обращается художник, замечу, к той же аудитории, - тех, кто украл ваше внимание, кто отвлекал вас от более насущных задач?"…
Мнение интересное, но слишком прямолинейно связывающее два крупных "События" последнего времени. Думается, что в реальности-то все посложнее будет; в конце концов, главное - чтобы интеллигентная публика думала о том, о чем заказано, чтобы она думала, - лишь бы не о чем-то, не дай бог, своем.
Любопытный момент в последнем послании Путилина заключается в его прогнозах относительно развития ситуации: "Если "кража картины" будет признана "спецслужбами" эффективным инструментом манипулирования, нас ожидает серия краж, возможно, из разных музеев, картин разной тематики (чтобы более запутать относительно мотивов преступления) и т.д."

Люди, - призывает Путилин, - опомнитесь! Проверьте, все ли ваше на месте.


03.04.2001: О ХУДОЖЕСТВЕННОМ КРАЕНЕВЕДЕНИИ

[памяти галереи "26 корпус" посвящается]

В свое время, а точнее, почти год назад в галерее "26 корпус" прошла выставка Георгия Баскакова "В поисках Петербурга". К сожалению (честно говоря, этот оборот уже надоело употреблять), тогда выставка прошла абсолютно незамеченной, хотя была посвящена актуальной теме и дате - Дню рождения города: к "микрофону" в то время были допущены только те, кто "славил град Петров" и т.д. Разбираться в том, в каком городе мы живем, насколько мифичен создаваемый и пестуемый образ города, либо "непатриотично", либо просто не по зубам.
Проект Георгия Баскакова был посвящен как раз Городу Без Имени, некой неопознаваемой местности - ни по иллюстрациям (15 цветных фотопейзажей, 1х1,5м), ни по историям, произошедшим Где-то (аудио-сопровождение; чередующиеся друг за другом рассказы разных людей о том, что с ними происходило, никак не связанные с "петербургским духом"). По мнению автора, эти фото и рассказы можно было бы сделать на материале любого города; более того, две фотографии и три рассказа, действительно были "непитерскими", Баскаков предлагал зрителям определить их и за правильный ответ (я не угадал ни разу) дарил свою книжечку - печатный вариант "В поисках Петербурга" (я потом у Жоры все равно ее выпросил, хоть и не люблю унижаться, но уж больно книжечка классная).
С данным проектом у меня связаны особые чувства. Дело в том, что я сам вынашивал идею подобной выставки (почти один в один такой же), и тогда, помню, жутко ревновал, подозревал даже (абсолютно напрасно), что Баскаковукрал у меня эту идею. До сих пор переживаю, что не я это сделал.
Проект имел продолжение. Рассказывают, что зимой Баскаков показывал выставку где-то в Саратове или Самаре, и там она называлась "В поисках то ли Саратова, то ли Самары", понятное дело.


27.03.2001: ПЕРЕСТРОЙКА OVER

Закрылась галерея "26 корпус". В последнее время она не отличалась особой выставочной активностью, но вместе с тем продолжала объединять вокруг себя интересных художников и служила единственным очагом актуального искусства на Юго-Западе. История этой галереи начинается с 1987 года, когда на волне "демократизации и гласности" молодым художникам удалось выбить себе выставочную площадку. Последние несколько лет галерея с большим трудом справлялась с оплатой коммунальных услуг, часть ее долгов неоднократно списывалась, заниматься же коммерческой деятельностью руководству галереи принципиально не хотелось. И вот пришло время, когда предупреждения о выселении (один из местных культурных чиновников сказал, что искусство можно и по телевизору посмотреть) обернулись реальным закрытием галереи (возможно, галерея в скором времени обретет виртуальную жизнь в Сети).
Вот что сказал по поводу закрытия один из членов руководства галереи Борис Штерн: "Не могу не отметить в последнее время такой тенденции: наряду со снижением активности актуального искусства, уменьшением его места в общей художественной жизни Питера, идет явное сокращение социальных задач, решать которые берется государство. Те, кто верили в лучшее, когда началась перестройка, и помогали ей совершиться, теперь либо оказались у разбитого корыта, либо вынуждены идти на компромисс с государством, вынуждающим принимать новые правила игры - каждый сам за себя. И если в частной жизни мы все вынуждены были искать себе новую работу, то в искусстве… Институций, фондов, грантов на поддержку актуального искусства, как на Западе, у нас нет и, боюсь, мы не доживем, когда у нас это появится. То мизерное, что есть (с того же Запада), на всех не хватает. Государство, ориентированное на традиционные формы (тем более в поле для инноваций - в искусстве), в интеллектуальном плане обречено и, в конце концов, окажется на той же свалке, на которую обрекает сегодня актуальное искусство".
О как!

(Работа "графика" К.Фатьянова "Наши надежды-N", 1992 г., из собрания галереи "26 корпус")


21.03.2001: БЛЕФ-АРТ

про актуальность для "АП" такой книги следовало бы сказать, что если бы ее (книги) не было, ее бы следовало выдумать

"СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО. Притворись его знатоком"
Марина Дана Родна
Пер. с англ.
СПб, "Амфора", 2000

Несмотря на вроде бы явную реальность и материальное воплощение, даже держа ее в руках, все равно кажется, что это невозможная книга.
Прежде всего (для тех, кто не верит в победу современного искусства в России) невозможно представить, чтобы серия брошюр ("Блеф-серия" издательства "Амфора", тираж 8 тыс.экз.), которая "поможет вам произвести впечатление человека компетентного, способного не только поддержать разговор на модную тему, но и сделать вид, что вы разбираетесь в ней лучше собеседника", в качестве одной из этих самых модных тем (среди них, например, "Женщина", "Мужчина", "Вино") выбрала бы "Современное искусство". Несмотря ни на что (даже на то, что серия "The Bluffer’s guides" придумана на Западе) брошюра-то издана в России, то есть издательство как-то так просчитало, что на книгу найдется российский покупатель - желающий прослыть знатоком современного искусства. Будем радоваться вместе с издательством, что в России существует востребованность подобного блеф-пособия. Да здравствует победа современного искусства!
Однако книга более реальна, чем невозможна - слишком много у нее недостатков. Прочитав ее, можно стать только знатоком того, что такое "блеф-серия", но никак не стать знатоком современного искусства, даже "знатоком" - разве что только ""знатоком"". Современное искусство, по "блеф-версии", заканчивается поп-артом (семидесятыми годами); представлено только западными именами (изначальное издание ориентировано на западного читателя); нет ни одной иллюстрации, а ведь речь идет о визуальном искусстве (единственная картинка - на обложке - без указания автора; но, что забавно, "оформление выполнено Алексеем Горбачевым по эскизу Вадима Назарова"); советы не самодостаточны, а зачастую лишь отправная точка для дальнейших - замечу, довольно активных - действий (типа, посещения вернисажей или разбрасывания по квартире различных престижных арт-изданий); автор (или перевод?) явно не справляется с выражением своего взгляда на современное искусство: пишет то едко и даже цинично, в каких-то темах переходит на серьезный тон, и вдруг неожиданно проступает пара капель иронии - вряд ли такой взгляд можно назвать профессиональным. (Объективности ради следует отметить достоинство описания структуры современного искусства, сделанного автором: Марина Дана Родна не ограничивает арт-мир только художниками и художественными направлениями, а вводит в него галереи, арт-издания, журналистов, аукционы и т.п.)
Несмотря на свою несуразность, книжка может стать на какое-то время популярной - при обсуждении своих серьезных вопросов арт-деятели могут, веселья ради, использовать рекомендации блеф-пособия. Таков вот мой первый совет будущего справочника "Как веселиться, занимаясь современным искусством".


13.03.2001: БЛАГИЕ ПОЖЕЛАНИЯ

Несмотря на наличие специализированных периодических изданий, освещающих арт-жизнь в "культурной столице", трудно - если не сказать, нельзя - говорить об эффективности этого регулятора местного художественного процесса: более того, отсутствие регулярной критики превращает появление критики в дополнительный элемент общего разброда и неразберихи, приводит к снижению ее качественного уровня.
Не дождавшись организующей помощи от арт-критиков, художники решили сами им помочь - создав свои версии арт-журналов. Идея выставки арт-арт-журналов принадлежит Антону Половинкину, участнику объединения молодых художников "Родина квадрата". Именно работы участников этого объединения и составили основную часть экспозиции "Желание журнала". Выставка открылась недавно в галерее "квАРТира".
Всего представлено 12 журналов. Опишу некоторые. "Мастерская" Павла Голикова и Анвара Саитова - настоящий журнал, составленный из нормальных искусствоведческих и критических статей и рецензий и который Павел и Анвар надеются сделать регулярным, а данная выставка - лишь повод для презентации 1 номера. (Этому журналу я думаю посвятить отдельный выпуск "АП".) "Итоги" Зои Борисенко - это почти 300-страничный альбом, заполненный вырезками из одноименного настоящего журнала, посвященными всему чему угодно, но только не современному искусству: по мнению автора, "таково реальное место современного искусства в обществе" (одну небольшую заметку про Церетели я все-таки нашел). Один из наиболее ярких "журналов" принадлежит Григорию Добровольскому: его "Картины" (хорошо хоть не "кАРТины") составлены из живописных работ (большей частью абстрактных), каждая из которых названа в стиле арт-статьи, например "О выставочном сезоне 2000 года" или "Современное искусство прошлого" (не совсем, правда, понятно, являются ли картины как бы самими статьями или откликами на прочтение таковых).
Выставка интересная, местами очень веселая, временами немного печальная, но, к сожалению,
ВСЕГО ЛИШЬ ЗАБАВНАЯ - всего лишь одна из большинства сегодняшних выставок, эксплуатирующих пафос
"что-либо изменить". Уверен, что даже минимального - отклика критиков - художники не дождутся.

(Г.Добровольский "Возраст художника: в жизни и в искусстве")


06.03.2001: МЕСТО ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА

Роберт Красновский уже давно мне рассказывал о своей идее собрать фотоработы разных авторов, посвященные компьютеру как элементу Нового быта, с одной стороны, и вступающие в своеобразный спор с "цифровым изображением" - с другой. Но сделать это и показать их ему удалось только сейчас: выставка "Компьютерная фотография" проходит в интернет-кафе "Кафе.ru" (Краснопутиловская, 6). Именно срок сбора работ, затянувшийся "из-за лени, кажущейся неактуальности, занятости поиском денег наших питерских фотографов" (а в большей степени, я лично думаю, из-за нежелания работать с неизвестным куратором), стал основной причиной относительной неудачи выставки: за несколько лет, пока собирались работы, роль компьютера как именно бытового прибора значительно выросла и вместе с тем стала значительно обыденнее, что нашло отражение только в некоторых произведениях 2000 года. Тем не менее одна из наиболее ярких работ принадлежит Игорю Лебедеву (см.илл.), первому, кто откликнулся на предложение Р.Красновского, - еще в 1996 году, - и успевшему даже забыть об этой своей работе, но заявившему, что сегодня он снял бы то же самое.
Зрители - посетители "Кафе.ru" - отнеслись к большинству работ критически: компьютер в их жизни занимает слишком другое место, чем в жизни наших фотохудожников, не использующих компьютер как инструмент для своей работы. Однако вот помещение для выставки выбрано удачно: реальные компьютеры со светящимися мониторами и динамичной картинкой + звук демонстрируют превосходство перед статичными фотографиями, но и в то же время явно проигрывают им в масштабе, качестве и глубине изображения.
Особо хочется отметить настойчивость Роберта Красновского в достижении своей цели. Художники, знайте - Роберт Красновский держит свое слово: если задумал - сделает. Говорят, что кафе собирается закупить некоторые из выставленных работ.


27.02.2001: ЧТО КАК

Что значит фигура инсталлятора для современной арт-сцены? Таким вопросом задались кураторы (!) выставки "Петербургская инсталляция конца ХХ века", проходящая в новом КРЦ "На Поклонной". Видно, владельцы нового громадного здания (строительство которого началось еще в 80-х гг. и неоднократно приостанавливалось из-за перебоев с финансированием, как это у нас в конце ХХ века было принято, - к счастью, строительство все-таки завершилось накануне Нового года) еще не нашли более коммерчески выгодного наполнения своих площадей, так как кураторам Василию Фокину и Ларисе Скобелевой под осуществление их замысла отдали весь 4-й этаж КРЦ. К сожалению, подобной возможности для реализации таких же масштабных проектов в будущем уже наверняка не будет, ну а пока надо радоваться тому, что есть.
"Петербургская инсталляция конца ХХ века" - несомненный повод для радости. На моей памяти не было выставок в Петербурге, на которых бы показывалось не "что", а "как" - да еще и с таким размахом. Именно это "как" (способы экспонирования художественных произведений) на данной выставке превратилось в ее "что". Идея смелая еще и тем, что ставит под вопрос достаточность цепочки "идея (куратор) - материал для ее иллюстрации (художник)": иллюстрирование не ограничивается лишь работами художников, а включает в себя еще и организованное пространство, являющееся особой частью культуры современного искусства и требующее не меньших творческих вложений, чем другие составляющие СИ.
Материал для выставки составили экспозиции арт-выставок (то есть организованное пространство для работ, но без них), прошедших в Петербурге в течение последнего десятилетия. Некоторые инсталляции были представлены в оригинальном виде (таких примерно 1/5 из всего количества выделенных Фокиным и Скобелевой в качестве типичных), остальные - в фотоварианте или макетах в уменьшенном масштабе. Невозможность представить все типы в оригинале связана не только с техническими и финансовыми проблемами, но и с тем, что пространством для инсталляций становилось иногда слишком оригинальное пространство питерских галерей.
Инсталляционное решение самой "Петербургской инсталляции…" не слишком оригинально и напоминает скорее научную выставку, впрочем, извините, таковой и является.

Выставка открыта до 1 апреля. Фото Игоря Лебедева.


20.02.2001: БЕЗ ЛОЖНОЙ СКРОМНОСТИ

Одна из воспитательных методик, как мы знаем, заключается в следующем: плохое - критикуй, хорошее - приветствуй. К сожалению, обычно ограничиваются, как правило, только первым. Но вот "АП" не такой: кого надо - ругает, но не меньше и хвалит - если есть кого и за что (а есть - и кого, и за что).
Вот покритиковал "АП" газету "Новости СПб" за неверную информацию (кстати, где эта газета? кто-нибудь видел где-нибудь хоть еще один ее номер?.. наверно, всплывет теперь где-нибудь только во время очередной предвыборной кампании) - теперь есть повод похвалить правильную газету. 7-го, нет, извините, 8 февраля в газете "Деловой Петербург" был опубликован материал Натальи Ульяновой "Арт-процессор": новый взгляд на искусство Петербурга" (заметим, без ложной скромности, почти на целую полосу). Что с того, что статья, которую "АП" хочет похвалить, об "АП" же, - в конце концов, общее же дело делаем: если кто-то разделяет наши взгляды и способствует их популяризации, то мы не должны отмалчиваться, воспринимая все как должное, а именно должны как раз не то что ответить тем же, а поддержав, увеличить силу воздействия наших общих мыслей.
Так вот, поддерживаем. И тем самым увеличиваем.
Хочется особо выделить работу журналиста Натальи Ульяновой, которая очень корректно изложила суть деятельности "АП", не поленилась - только ради иллюстрации - съездить к Регине Константинаки, сфотографировать ее и один из ее последних объектов. Именно благодаря общению с этим интересным журналистом, "АП" удалось (лишний раз) подтвердить универсальность своего подхода к описанию реальности - "в информации важна прежде всего ее цель".


13.02.2001: АЛЬТЕРНАТИВА НОВОМУ

Узнав об инициативе "Клуба молодых искусствоведов" заняться просвещением старших школьников в области современного искусства, свой вариант просвещения предложила художник и куратор Ольга Корнеева. Программа "Клуба…" показалась ей утопичной и в большей степени художественной акцией, чем серьезным вкладом в сферу воспитания компетентного зрителя. "Я весьма уважаю Бориса Юрьевича и его подопечных, - сказала Ольга, - но сегодня важно создавать не прецеденты, а рассчитанные на длительную перспективу культурные программы. У "Клуба…", если намерения его членов действительно серьезные, есть силы и возможности пройти весь путь. Боюсь, однако, что они только начнут!"
Вариант Ольги Корнеевой, конечно, более прост и более приближен к существующей программе, не требует новых учебников и переподготовки педагогов - нужно всего лишь дополнить программу по истории соответствующей темой, а курс литературы дополнить иллюстрациями. Более того, данная тема может быть освещена в прилагаемой к существующему обычному учебнику брошюре, а иллюстрации вообще могут существовать в единичном экземпляре - как "наглядное пособие".
Тема "истории искусства новейшего времени" в варианте Корнеевой будет освещаться значительно лаконичнее и упор будет сделан не на факты, имена, произведения, а на принципиальные эстетические и искусствоведческие подходы современного искусства. Так утверждает Корнеева. К сожалению, ей пока не удалось реализовать свой замысел (и удастся ли?). В отличие от учебника "Клуба…", ее "маленькая главка" еще пока (?) не написана - есть только благое пожелание.
Со своей стороны всем желаю удачи.


05.02.2001: ЗАВТРАШНИЕ ЗРИТЕЛИ

Деятельность "Клуба молодых искусствоведов", о котором "АП" уже рассказывал недавно, с нового учебного года выйдет на новый уровень. Поняв, что без компетентного массового зрителя современному искусству не подняться с колен, молодые энтузиасты решили заняться его воспитанием. Выбрали они для этого аудиторию, которую именно можно сразу научить, но не надо переучивать, - школьников, если точнее - старших школьников, а если еще точнее - старшеклассников только лицея при ГИНО.
Данное учебное заведение уже зарекомендовало себя как межрегиональная опытная площадка для различных педагогических новаций - теперь, значит, очередь дошла и до обновления школьной программы в области преподавания гуманитарных предметов. Наряду с литературой, историей, культурологией и т.п. ребятам придется учить и выполнять домашние задания (!) по предмету "Искусство новейшего времени". Вести уроки будут сами искусствоведы - по очереди: каждый отвечает за свои период и тематику.
Серьезность подхода "Клуба…" к этой, не побоюсь этого слова, важнейшей акции 2001 года подтверждает учебник, подготовленный и изданный небольшим (пока - надеются пропагандисты искусства) тиражом. Учебник очень милый, толковый, просто и ясно написанный (лично я его с удовольствием прочитал и узнал много нового), с большим количеством иллюстраций, более того - компакт-диском (невероятно!) с динамическим и звуковым иллюстративным материалом. Деньги под учебник дал Фонд Павла Лобанова, организация, занимающаяся финансовой поддержкой проектов в области культуры и названная именем погибшего год назад бизнесмена.
Несмотря на все очевидные плюсы затеи "Клуба…" и лицея ГИНО, все же есть еще множество нерешенных вопросов (правда, есть еще и время до начала учебного года, чтобы на них ответить). Например, откуда взять часы на новый предмет? Тут, кстати, все решилось разумно и оперативно - за счет программы по литературе, роль которой в современном мире падает. А вот как быть с такими вопросами: если программа пройдет успешную апробацию, кто будет преподавать этот предмет в обычных школах - переученные учителя рисования, отставные военные? (Кстати, и с сокращением программы по литературе не совсем ясно: если в лицее знают, что такое "современный мир", то об этом не знают в приемных комиссиях вузов, куда поступать выпускникам лицея, и на вступительных экзаменах у них будут требовать по полной программе по литературе.)
Далее, как давать для тех, кому еще нет 18, современные радикальные практики актуального искусства, которые в учебнике описаны очень целомудренно, но с которыми учащимся придется столкнуться на практике - в галереях, в музеях? И, в конце концов, что произойдет с современным искусством, если не только Эрик Булатов, но и Дмитрий Гутов станут "всего лишь чем-то из школьной программы"?


23.01.2001: КТО ОБВИНЯЕТ АРТ-ПРОЦЕССОР В НЕОБЪЕКТИВНОСТИ

Недавно на мои глаза случайно попал пилотный номер газеты "Новости СПб", который где-то (не удалось выяснить, где именно) бесплатно раздавали и кто-то (не удалось выяснить, кто именно) приволок его на нашу работу. Я вообще люблю газеты, а тем более новые, и уж совсем особенной любовью - газеты бесплатные с массовым тиражом… Впрочем, не буду больше о газетах, а перейду к сути. В одной из заметок "Новостей СПб", представляющей собой обзор источников информации о художественном процессе в нашем городе, был упомянут и Арт-процессор как, цитирую, "придающий неоправданно большое значение незначительным [так в источнике] и маргинальным арт-событиям. По всей видимости, Арт-процессор просто продвигает своих художников, кругом которых и ограничивается, по мнению АП, арт-жизнь в Питере". Замечание, по меньшей мере, необдуманное - просто Арт-процессор пишет о том, о чем не пишут другие, учитывая как раз то, о чем не пишут, то есть Арт-процессор воспринимает себя как ОДИН ИЗ источников информации, раз; во-вторых, анализировать круг художников, чья деятельность освещается АП, еще, по меньшей мере, рано; с) кто, в конце концов, определит, что есть незначительное и маргинальное, во что оно может превратиться в будущем? Вот Арт-процессор на себя такой смелости не берет - может быть, "Новости СПб" станут самой компетентной в вопросах художественной жизни (и не только) газетой. (Ха! Ха!)


15.01.2001: О ТЕХ, КОГО КАК БЫ И НЕТ

То, что арт-мир у нас локализован, рассредоточен по разным арт-сообществам, никак не связанным друг с другом и вместе с тем вполне удовлетворенных самими собой, – факт уже не только всем известный, но даже и пугающий, в том смысле, что со временем ничего в этом положении вещей не меняется. 
Информацию о том, что происходит в галерее, расположенной географически рядом, а социально – в другом мире, не то, что можно найти с большим трудом, – ее вообще не найти. Из-за этого страдают не только зрители, прикрепленные к своим арт-”точкам”, но и художники, попадающие, по причине круга знакомств, сформировавшегося не по эстетическим, а по любым другим предпочтениям, не “туда”. 
Вот свежий пример. Иду по делам по улице Мясникова (недалеко от метро “Черная речка”). Вижу – галерея “Магазин искусств”. Коммерческая. Никогда про такую не слышал. Захожу. Выставка “История художественных декораций” Ивана Сергеева. Никогда про него не слышал. Замечательные работы, не скажу, что уж очень оригинальные (сам автор, судя по приложенному тексту, на этом не настаивает, прекрасно понимая, “что значит творить в эпоху постмодернизма”), – но весьма современные: художник уже в течение более четырех лет копирует, весьма, кстати, искусно, работы известных мастеров мировой живописи, убирая из сюжета, “очищая площадку” от персонажей. Таким образом, зритель видит только декорации, только фон, только молчание перед и/или после действия… Очень сильное впечатление. 

  

Выставка, кстати, шла к этому моменту уже два месяца – и хоть бы в одной афише про нее напечатали!.. Это даже не упрек владельцам “Магазина искусств” (“Мы нацелены на работу с определенным сформировавшимся кругом покупателей”), а скорее нашим СМИ, пропустившим – и сколько еще пропускающим – такое событие. Со своей стороны, немного исправляю эту оплошность. Правда, как я выяснил в момент выхода этого выпуска “Арт-процессора”, выставка Ивана Сергеева уже закрылась. Сейчас в “Магазине…” выставка из коллекции галереи – обычная “салонная” живопись на продажу.


18.12.2000: ЧЕМ ИСКУССТВО ИНТЕРЕСНЕЙ, ТЕМ АМЕРИКА ДАЛЬШЕ

В роскошном фойе конференц-зала Русско-Американского банка недавно прошла выставка “Америка по-русски”. Куратор выставки, Александр Вайнтрауб, ставил своей задачей “отобразить взгляд российских художников из разных регионов на нашего давнего конкурента в борьбе за мировое господство”. Взгляды получились разные, что, по словам куратора, только подтвердило его предположения – у художников нет единого представления о заокеанском объекте. Ничего нового, к сожалению, в этом утверждении нет, более того, мы не знаем, кому из возможных участников своего проекта Вайнтрауб в итоге отказал или изначально не предложил войти в состав участников (так как их взгляд не вписывался в общую “противоречивую” картину). К сожалению, это только выставка, а не научное исследование, которая должна быть не столько объективной, сколько интересной. Так и получилось – выставка интересная (и работами, и их сочетанием), но вместе с тем это только взгляд представленных на выставке авторов (если не сказать – куратора) – и не более того. Явный недостаток выставки, которая все-таки “художественная” как-никак, - отсутствие свободного доступа. Идти в банк на выставку? И что отвечать охраннику на входе? “Я на выставку”? Я вот лично так и сказал, так он так снисходительно на меня посмотрел… Когда я рассказал об этом Александру Вайнтраубу, он пообещал разобраться, но на следующий день ее вообще закрыли. Куратор сообщил, что для нее теперь подыскивают более подходящее место. Хорошо бы, потому что такая выставка будет интересна многим. Из работ, представленных на выставке, большое впечатление на меня произвели плакаты Александра Волкова, известного своими патриотическими взглядами. Как это ни странно, но в своих новых работах Волков восхищается Америкой – ее патриотизмом, ее эгоизмом, ее амбициями, ее аппетитом. Вот с чего, считает художник, мы должны брать пример. Такой вот новый культ Америки. К сожалению, работы Волкова мне не удалось сфотографировать, поэтому в качестве иллюстрации привожу одну из работ Регины Константинаки (“Красные полосы на белом фоне”), поразившую опять своими размерами – 3х6 метров.


13.11.2000: СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

На последнем собрании “Клуба молодых искусствоведов”, прошедшем, как всегда, в Датском павильоне, собравшимися с большим интересом был выслушан доклад Сванте Йенссена, аспиранта шведского Королевского колледжа искусств. Сванте Йенссен находится в России уже год. У нас он собирает материал для своей докторской диссертации, теме которой и был посвящен его доклад – “Западное искусство в России и статус национального искусства”. Основная идея выступления – уровень выставляемого в России западного современного искусства настолько низок, что, во-первых, только дискредитирует в глазах неосведомленной общественности современное искусство и Запад, являющийся его распространителем и исповедывающим его; а во-вторых, повышает статус национального искусства, которое только выигрывает благодаря своей “скромности” и неоправдывающимся амбициям своего западного соперника (“неосведомленная общественность” воспринимает привозимое искусство как “много шума из ничего”). Идея была (на мой взгляд, весьма убедительно) проиллюстрирована (правда, я видел, как скептически улыбался искусствовед Константин Рачинский) большим количеством примеров, подтвердивших в том числе осведомленность Йенссена в подробностях российской арт-действительности. На мой вопрос, является ли подобная ситуация следствием сознательной культурной политики, или все получается случайно, шведский ученый ответил: “Ничего случайного не бывает. Можно, конечно, попытаться все объяснить и тем, что хотят-то как раз обратного – привозить качественное искусство, - но вот нет денег и т.п. Однако мы не должны игнорировать моменты саморегуляции культуры”.


17.11.2000: СЕМЬЯ ХУДОЖНИКОВ МАТВЕЕВЫХ - ЮРИЙ И ТАТЬЯНА

Предлагаю вашему вниманию интервью, которое я взял у известных художников Матвеевых, мужа и жены.
Юрий, вы знакомы с Таней уже более 20 лет, как она влияет на вас как на художника?
- Ну, вы задаете такой вопрос... Как я могу на него ответить. Я с ней просто живу... Конечно, чтобы с удовольствием использовать еще одну возможность сказать ей еще один комплимент, я скажу, что ее влияние на меня только положительное.
- А вы, Таня, как ответите на этот вопрос?
- Как я влияю на Юру?
- Нет, ну да, то есть как, да, вы влияете на Юру, но еще и как он влияет на вас?
- Знаете, есть такой древний философ Гародит, так вот он как-то сказал: "То, что я помню, это только то, что мне удалось запомнить".
- Очень мило.
[Юра] - Что-то ты мне никогда не рассказывала про этого философа.
- Ты просто не помнишь.
- Юра, Таня, последний вопрос. Как вам удается продавать свои работы, ведь, как нам известно, ситуация на рынке не очень благоприятная?
[Юра; переглядывается с Татьяной] - Во-первых, не надо бояться ставить высокие цены на свои работы: высокая цена для зрителя - залог ее качества, особенно для такого зрителя, который сам в искусстве мало понимает, а просто хочет потратить сумму; во-вторых, всюду и везде таскайте с собой имиджевую папку, в которой собраны все публикации о вашем творчестве. В-третьих, постарайтесь вести себя соответствующе вашим ценам: если у вашей работы высокая цена, значит, ваше поведение и облик должны показывать, что для вас это обычная практика.
- Счастья вам и больших творческих успехов!
- Спасибо.
- О господи, какой милый у вас котенок!..


31.10.2000: НА СЛУЖБЕ РЕКЛАМЫ

В декабре в городе будет проведена выставка работ Регины Константинаки. Место проведения – рекламные биллборды в городской среде. Регина Константинаки – довольно удачливая (в плане продаж и заказов) молодая художница, работающая в жанре "концептуального минимализма", использующая для изготовления своих работ современные материалы; последнее объясняется ее работой в рекламном агентстве, которое, кстати, и представило для ее работ свои пространства. Не имея ничего против конкретных работ Регины, все-таки хочется поставить вопрос об уместности подобных практик, когда современное искусство служит средством оживления рекламных площадей. Цель рекламных агентств понятна: со временем у потребителя замыливается глаз на такие пространства, а потому их нужно реабилитировать в его глазах, вернуть доверие потребителя, его интерес и внимание к площадям, отводимым под рекламу. Понимает ли сама Регина, как ее используют, или она ведет какую-то свою игру, правила которой нам неизвестны? Пока правила в подобных играх были одни: платят – и ладно. И это жалко. Особенно в связи с имевшимися представлениями о творчестве этой художницы. Когда на прошлой ее выставке "Шаблоны" каждая работа была представлена в разных форматах: от биллборда до почтовой открытки, - это выглядело как ирония, насмешка над желаниями художников любыми способами продать свои работы. А теперь…
(на иллюстрации один из шаблонов Р.Константинаки)


25.10.2000: НА ВЫБОРАХ ПОБЕДИЛ ПУТИЛИН

15 октября в 209 (Северном) избирательном округе Санкт-Петербурга проходили выборы депутата Государственной Думы. Дело в том, что депутат от этого округа уже был избран (Степашин), но он… и т.п. Так вот, выборы прошли, но не состоялись – из-за низкой явки избирателей. И надо-то было придти всего 25% из их числа, но даже и каждого четвертого не удалось заполучить. Аналитики и прочие политобозреватели предлагают свои толкования произошедшего. Нам – по причине их нехудожественности – они не интересны. Нас заинтересует мнение Дмитрия Путилина, художника-акциониста, живущего и творящего как раз в месте проведения выборов. Оказывается, по его словам, именно он сорвал выборы. На протяжении двух недель накануне выборов он ежедневно, по его словам, расклеивал в округе до 500, по его словам, листовок с призывами игнорировать выборы. В листовке это обосновывалось тем, что, с одной стороны, всех призывают идти на выборы, а с другой – всех же призывают пройти дактилоскопическую регистрацию (некоторые профессии в обязательном порядке), что позволит, по мнению Путилина, определить по отпечаткам пальцев, кто как голосовал, а это противоречит принципу "тайности" голосования. Лично я, автор этих строк, живу в этом же округе, листовок Путилина не видел (кроме той, что он подарил мне лично уже после выборов), на выборы ходил, а дактилоскопическую регистрацию не проходил, а потому не знаю, верить ему или не верить. Однако выборы-то не состоялись, да и Путилин производит впечатление человека вразумительного. Во всяком случае художник-то он точно интересный.


02.10.2000: ВСЕ У МЕНЯ ВОТ ЗДЕСЬ

В выставочном павильоне Нахимовского садика 29 сентября закрылась выставка "Современные художники из Татарстана". В основном здесь было представлено традиционное искусство (живопись, керамика, произведения народных умельцев). Из авторов, привлекших мое внимание, здесь оказался только Сергей Карагородцев - попавший в эту компанию явно случайно, так как представлял свою серию из концептуальных дискет-объектов. Использовать дискеты в качестве арт-объектов Сергей начал уже около 5 лет назад и за это время успел "отдокументировать" более 100 выставок: на каждой из них он выступал со своей очередной дискетой, посвященной данной выставке. Дискета, по мнению Сергея, имеет некое скрытое (если находится не внутри дисковода, где ее, кстати, не видно, но что позволяет ее Открыть...) содержание; во-вторых, пространство для надписей, отсылающих к ее содержимому, бывшему, настоящему и будущему, позволяет художнику самовыразиться в присущей ему манере и с учетом "содержимого". Интересно, что автор этих строк, сам художник, совершенно не подозревая о творчестве Сергея Карагородцева, использовал точно такой же прием при создании своей мини-инсталляции "Фотодискотека" на выставке, посвященной 5-летию галереи "ФотоImage", летом этого года. Бывает же такое! Специально для меня Сергей Карагородцев "разукрасил" мою дискету. (Более подробный рассказ о творчестве С.К. читайте в следующих выпусках "Арт-процессора".)


20.09.2000: СВОИ И ЧУЖИЕ АФИШИ

В галерее "Мечта художника" (на Васильевском острове) незаметно проходит "не совсем обычная" выставка. Анатолий Корнеев демонстрирует свои афиши выставок, которые (афиши) отличаются от "обычных" тем, что информируют о несуществующих выставках. Анатолий считает, подводя под это какую-то сложную теоретическую базу, что афиши самодостаточны и не требуют дополнения в виде материального искусства, расположенного к тому же в другой среде. Художник представляет около 50 афиш разного формата и выполненных в разных техниках, а также фотодокументацию своих акций с размещением некоторых из представленных афиш в городской среде. Выставка в выставке – 8 афиш, выполненных по заказу "Корнея" другими художниками - его друзьями (Юрий Пушкин, Геннадий Светозаров, Регина Константинаки и др.), на предложенную им тему "выставки".
На вопрос, отслеживал ли он реакции прохожих на свои афиши, художник ответил, что не отслеживал.
Действуя по логике своего проекта, к данной выставке Корнеев не сделал афиши. На двери галереи приколото лишь рукописное объявление, очень, на мой взгляд, стильное и вполне в духе всей выставки. Сам художник от авторства этой афиши отказывается.


06.09.2000: ВЫСОТА ПОТОЛКА

В галерее "26 корпус" с 6 сентября проходит выставка Геннадия Светозарова "Великое искусство". Идея выставки – сыграть на семантической близости понятий "великий" и "высокий" ("зритель" и "карлик"). На высоте примерно 4 метров от пола на стенах развешены произведения. Размер их приблизительно 10х20 (см), так что разобрать ничего практически невозможно (разве что с биноклем) - что-то цветное и фотографическое. Светозаров и ставил этой своей целью. Хорошая выставка – остроумная и красивая (картинки, окутанные таинственностью и недоступностью, завораживают). На вопрос, что это за картинки, автор ответил: "Мои собственные". Светозаров, таким образом, продолжает свою серию выставок, посвященных актуальным проблемам искусства. Недостаток (а для авторской идеи – достоинство) "Великого искусства" - удаленность галереи "26 корпус" от каких-либо центров города, что, на мой взгляд, слишком тяжелое испытание для желающих приобщиться к Великому.
(фото Ларисы Петровой)

[на главную]